Выполняется запрос
79йсезон
Сегодня: 15 октября
Календарь событий
ОКТЯБРЬ   2018
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
2 3 4
11 14
15 17
22 23 25
29 30
(861)
267-26-26
Давайте дружить!

Филармония в «Одноклассниках»Филармония в «Вконтакте»Филармония в FacebookФилармония в YouTube

Новости филармонии
9 августа исполнится 25 - лет Государственному Концертному Русскому Народному Оркестру «Виртуозы Кубани»
08.08.2018

О коллективе, о том с какими успехами оркестр подошел к юбилею рассказал Художественный руководитель и главный дирижер, народный артист России Анатолий Винокур

«Не устаю восхищаться музыкой…»

 

У русских песен

Крылья лебединые

До глубины открытая душа.

По вечерам, над золотом рябиновым

Они плывут куда-то не спеша…

Они летят, весёлые и грустные,

Не прерывая кружевную нить…

У русских песен

Бьётся сердце русское

И от России

Их не отделить.

 

Музыка – одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. В самом деле, разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать беспредельную радость или повергнуть в состояние беспредельной скорби, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей, работающих в поле, успокоить малыша! Разве это не чудо?

А как мы назовем мелодию, которая рождается из звучания нескольких разных инструментов с несхожими голосами, и льется будто ручей? Чудом? Возможно. Потому что слаженную работу оркестра, и ее результат можно назвать волшебством.

Передать красоту и своеобразие народного музыкального творчества может только оркестр. 25 лет назад в Краснодаре такой оркестр появился. Государственный концертный русский народный оркестр «Виртуозы Кубани» Краснодарской филармонии имени – коллектив, который знают и любят не только на Кубани, но и за ее пределами. О коллективе, о том с какими успехами оркестр подошел к юбилею рассказывает его руководитель, народный артист России АНАТОЛИЙ ВИНОКУР.

- Вы - родитель оркестра. Вы и оркестр - единое целое. Как-то вы сказали, что музыка, оркестр – это ваша жизнь. Поэтому рассказывать о детище, но не сказав ни полслова об основателе – неправильно. Знаю наш первоначальный уговор: говорим только о «Виртуозах», но все же, расскажите немного о себе.

- Есть такое понятие судьба... Так вот судьба предопределила мою любовь к музыке. Я играл на баяне в музыкальной школе. Тогда все дети на каких-либо инструментах играли. Каких-либо особенных успехов не проявлял. В 14 лет окончил музыкальную школу, и мама – волевой человек, которой я благодарен за жизнь и личные качества, - настояла на поступлении в музыкальное училище. Вот здесь и начинаются проделки судьбы. Я попал в класс к удивительному педагогу Василию Анину. Он так сумел влюбить в музыку, в свое дело... Сейчас я могу сказать: если бы не он, ничего бы, что случилось со мной позже, не было. Он так сумел повернуть мое мировоззрение, что я уже ни о чем, как о музыке, о поступлении в Ленинградскую консерваторию, не думал.

- От педагога многое зависит, но цель и стремление к ней с подросткового возраста - это тоже говорит о многом, в частности о ... сильном характере. И что в итоге – поступили без проблем?

- Ленинградская консерватория и в те годы, и сейчас – это высота, некий эталон. О том, что поступить туда будет трудно, как-то и не думал. Конкурс всегда там был большой, а в год моего поступления - еще выше, 10 человек на место. Сейчас надо признать, я не очень хорошо играл на экзамене. Но что-то во мне увидели, разглядели. Поступил. У меня резко расширился кругозор, я впитывал в себя, как губка. Да и сама атмосфера, архитектура, великая история города меняли, заставляли меняться в лучшую сторону. Мы каждый день обязаны были ходить в Маринку, филармонию, на занятия к другим преподавателям. Тогда в Ленинградской консерватории ковалась музыкальная история Советского Союза. Шостакович, Ростропович, Стравинский... К нам студентам они относились как к равным. Считалось, что если ты студент Ленинградской консерватории, то ты – талантлив, случайных людей практически не было. Никакие книги о предмете, никакие лекции не дали столько для меня столько, как общение с этими глыбами. Это багаж на всю жизнь. И в один прекрасный момент баяна стало мне мало. Он не мог выразить все, что было у меня внутри. Я понял, что дальше только дирижерство – и ничего больше... Все, ничего не скажу про себя. Давайте - про оркестр.

- Хорошо, оркестр же не получился просто так по мановению дирижерской палочки. Вы приехали в Краснодар по распределению?

- Да, это был 1969 год. Меня направили на работу в только что образованный Краснодарский государственный институт культуры. Средний возраст преподавателей тогда -27 лет. И мне - 23 года. Настоящая команда единомышленников. Все неистово увлеклись работой. В Краснодаре не было профессионального оркестра русских народных инструментов. Но существовали студенческие. И вот моя мечта – создать профессиональный оркестр. Однако я увлекся наукой, которая буквально поглотила меня всего. Двадцать лет я шел к созданию оркестра, и вот в 1993 году, как говорится, звезды сошлись. Управление культуры Краснодара в то время возглавил - Юрий Симакин, а директором филармонии стал Владимир Бурылев. И вот созрело решение, а события стали развиваться стремительно. Это чудо, что в те страшные годы, когда все рушилось, мы сумели создать коллектив. Объявили набор, откликнулись музыканты, прошли прослушивания. Отобрали лучших.

- Все так просто?

- Это сейчас говорить просто. А тогда… Тогда не было инструментов. То есть совсем. У меня кредо: если делать дело, то делать его хорошо или очень хорошо. Третьего не дано. Инструменты для оркестра должны были быть идеальными. Собрали деньги. А вы помните какие тогда были деньги? Целый чемодан. Снарядили меня в командировку, в Москву на поезде. Там, благодаря товарищам, я быстро все купил. Не было ксилофона. Что делать? Случайно познакомился в автобусе с мастером из деревеньки под Москвой. Вот он его и сделал. Участие людей - необыкновенное. Инструменты есть, нет нот, партитуры. Ведь тогда еще не было ксерокса, принтера. Фотографировали партитуры, однако они были такого отвратительного качества. Но человек может многое, когда есть цель и видны четкие ориентиры для ее достижения. 1 октября 1993 года оркестр издал первые звуки. Прошла первая репетиция.

- А концерт первый помните? Какое произведение сыграли первым?

- Очень хорошо помню, как будто вчера все было. Первый концерт дали в высшем военном ракетном училище. А первым произведением, которое сыграл оркестр, стала патриотическая музыка М. Глинки, бывшая в то пору гимном России. Потом на следующий день дали концерт в госпитале МНТК «Микрохирургия глаза». Реакцию произвели сильную.

- А кто придумал название оркестру?

- Думали все, долго. Предлагались разные названия, но все как-то не ложились на душу. Кто-то предложил «Виртуозы Кубани». Я сразу в штыки: ну какие мы - виртуозы. Такое обязывающее название. Но потом подумал: а ведь это привлечет зрителя, вызовет реакцию, возмущение – ах, виртуозы, а ну-ка посмотрим. Нужно было зацепить. А дальше – наша задача хорошо играть. Назвался - значит будь. Так и случилось. Мы стали колоссально востребованы. Гастролировали по всей стране. Много выступали с И. Кобзоном, Л. Зыкиной. Я еще на первой репетиции сказал ребятам: мы обречены на успех. Русская музыка на русских инструментах никого не оставляет равнодушным. Здесь играет роль генетика нашего слушателя, подсознание, корни, род, если хотите. Генетическая память - она есть, несомненно.

- Это как у Толстого в сцене, когда Наташа Ростова танцует русский народный танец: откуда в этой графинечке столько русского, народного…

- Приблизительно так.

- Давайте поговорим о коллективе. Кто для вас музыканты: подчиненные, товарищи?

- Что такое коллектив – все знают. Во всех словарях дано ему определение. Оркестр – это особый коллектив. Разные по интересам, с разными характерами и темпераментами, но объединенные сотворчеством. Если один ошибся, ошибется весь оркестр. Мы единомышленники, неравнодушные к общему делу и друг к другу. Любой оркестр - это семья. И она создается не один год. Мы должны чувствовать друг друга, сопереживать. Это все очень тонкая материя. Оркестр – это живой организм. Поэтому если уходит кто-то – это огромная потеря, приходит новый человек с другими возможностями, и оркестр звучит по-другому. Я хотел написать книгу, даже уже главу выписал, в которой никого не оставил без внимания в коллективе. Помимо таланта, коим обладает каждый в отдельности, у нас еще есть коллективный талант. На юбилейном концерте – всем им поклонюсь.

- Это правда, что за 25 лет вы ни разу не повторили программу, каждый концерт – новые произведения?

- Да, это правда. Каждая программа – трудоемкий процесс. Порой до концерта совсем времени немного, а процесс отбора еще идет. Я человек сомневающийся, мне кажется, что подбор одного произведения с другим недостаточно правильный, поэтому каждая программа выстрадана. Ухожу в отпуск, перебираю тонны партитур в поисках произведений, которые будут в следующем сезоне.

- Какая наиболее выстрадана?

- Нет, не могу выделить. Вот, например, концерт «Звучащие фрески», посвященный 650-летию русского художника-иконописца Андрея Рублева, на котором звучали произведения русских композиторов, посвященные его творчеству. Концерт сопровождался показом слайдов картин. Или программа к 200-летию Христа. Я привлек к концерту детский хор. Изумительно получилось. Или другой – «Ратная слава России», посвященный доблести нашего народа. Или абонементы для детей и юношества «Музыкальная энциклопедия», рассказать о домре я попросил Александра Цыганкова – одного из лучших домристов России. Приехал – не отказал. Все программы разные, и все выстраданы…

- А трудно проводить детские концерты?

- Нет, все очень просто – детям должно быть интересно, тогда они ваши.

- Вашему оркестру подвластна любая музыка?

— Да, наша задача воспроизвести безупречно в нужном порядке тысячи нот. И когда это удается звучание оркестра похоже на волшебство.

- А что лично для вас музыка?

- Это образ жизни, мышление, среда, хобби. Это моя жизнь. Музыка – весь мир. И я ей служу.

– Как вы относитесь к высказыванию «не бывает плохих оркестров, бывают плохие дирижеры»?

– Соглашусь. Если дирижер искусно владеет профессией, то он посредственный оркестр выведет на уровень выше. Таких случаев в истории много. С разными дирижерами оркестр играет по-разному. Музыканты буквально на интуитивном уровне понимают кто перед ними: профессионал или дилетант.

- Приоткройте секрет: уже готов юбилейный концерт? Чем удивите?

- Приедут гости, друзья оркестра, которые долгие годы сотрудничали с нами. Мы поклонимся Кубани, постараемся сделать концерт с улыбкой.

Автор текста: И. Малинина

Виртуозы Кубани краснодарская филармония 25 лет Виртуозы Кубани краснодарская филармония 25 лет Виртуозы Кубани краснодарская филармония 25 лет Виртуозы Кубани краснодарская филармония 25 лет Виртуозы Кубани краснодарская филармония 25 лет Виртуозы Кубани краснодарская филармония 25 лет